29 марта 2018
Темами состоявшегося на заседании обсуждения стали результаты мониторинга нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и местного самоуправления в сфере предпринимательской деятельности, а также итоги проведенного анализа нарушений, допускаемых органами власти и местного самоуправления при рассмотрении обращений субъектов инвестиционной деятельности, оказании государственных и муниципальных услуг, предоставлении мер поддержки.
По первому вопросу повестки дня выступила помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными), исполнительными органами области, органами местного самоуправления Н.А Прокопенко, которая довела до сведения членов Совета информацию о принятии региональными и муниципальными органами власти нормативных актов, направленных на развитие и поддержку бизнеса, в том числе связанные с созданием территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В частности, Законом области от 31.07.2017 № 56-ОЗ внесены дополнения в Закон области «О налоговых льготах», которыми установлены налоговые преференции для организаций, являющихся резидентами ТОСЭР.
Так, для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, установлена налоговая ставка на прибыль организаций в размере 3 процентов в течение 5 налоговых периодов и 13,5 процента в течение следующих 5 налоговых периодов.
Организации, имеющие статус резидентов ТОСЭР, освобождаются от авансовых платежей по транспортному налогу на 10 последовательных налоговых периодов, а также от уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций в текущем налоговом периоде и уплаты налога на имущество организаций по итогам налогового периода в отношении имущества, принятого с 1 января 2017 года на учет в качестве основных средств, на 5 последовательных налоговых периодов.
Участие органов прокуратуры в правотворческой работе региональных и муниципальных органов власти остается актуальным и требующим постоянного внимания. Основным задачами являются предупреждение принятия нормативных актов с нарушениями, повышение их качества, обеспечение необходимого правового регулирования в условиях постоянно развивающегося законодательства.
Органами прокуратуры в 2017 году изучено более 13 тысяч региональных и муниципальных нормативных актов, значительная часть которых затрагивает права и интересы предпринимателей.
В целях предупреждения принятия незаконных актов проводится работа по изучению нормативных актов на стадии их проектов.
В 2017 году на стадии проектов предупреждено принятие 42 региональных нормативных актов, затрагивающих права предпринимателей, нормы которых противоречили законодательству, содержали коррупциогенные факторы, указывалось на недостаточность правового регулирования. Замечания направлялись на акты по вопросам инвестиционной деятельности, оказания государственной поддержки, налогового, градостроительного и лесного законодательства, осуществления государственного контроля и др.
Например, прокуратурой области 17.09.2017 направлены замечания на законопроект «О внесении изменений в Закон Рязанской области «Об административных правонарушениях», которым предлагалось увеличить верхнюю границу административного штрафа за нарушение правил благоустройства для должностных лиц - на 66 %, для юридических лиц - на 75%, что повлекло бы увеличение нагрузки на бизнес.
С учетом замечаний прокуратуры области в принятом Законе области от 01.11.2017 № 74-ОЗ «О внесении изменений в Закон Рязанской области «Об административных правонарушениях» верхние пределы административного штрафа были увеличены на меньший процент (17% и 25%).
Межрайпрокурорами при изучении муниципальных нормативных актов также принимались предупредительные меры и меры прокурорского реагирования.
Многочисленные замечания направлялись межрайпрокуратурами по результатам изучения проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля. Типичными нарушениями при изучении проектов административных регламентов оказания муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля являются пробелы в правовом регулировании заявленных правоотношений, противоречия федеральному законодательству, в том числе истребование излишних документов, коррупциогенные факторы, юридико-технические ошибки.
Выявлялись факты подготовки муниципальных актов с превышением полномочий.
Так, проект постановления администрации муниципального образования – Калининское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области «Об утверждении Положения размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети на территории Калининского сельского поселения» помимо схемы размещения нестационарных торговых объектов предусматривал и порядок разработки схемы, порядок выдачи подтверждения на размещение объектов, особенности размещения, а также требования к оборудованию временных нестационарных объектов.
Прокуратурой района на указанный проект 08.11.2017 направлено отрицательное заключение в связи тем, что Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относит только разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов. При этом установление порядка разработки и утверждения данной схемы отнесено к полномочиям исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381 - ФЗ).
Аналогичные замечания направлены прокуратурой района 14.11.2017 на проекты решений Советов депутатов Ухоловского городского поселения, Коноплинского и Смолеевского сельских поселений.
Мер реагирования на действующие акты, в основном, принимались в связи с изменением законодательства, требующим приведения муниципальных актов в соответствие с ними.
По второму вопросу выступила начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Н.В. Соловьева, которая рассказала о результатах проведенного анализа нарушений, допускаемых органами власти и местного самоуправления при рассмотрении обращений субъектов инвестиционной деятельности, оказании государственных и муниципальных услуг, предоставлении мер поддержки.
Отмечено, что органами прокуратуры области выявлялись факты нарушений сроков предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, в том числе при принятии решений об отказе в их предоставлении.
В частности, прокуратурой области начальнику государственной инспекции по охране объектов культурного наследия области 06.12.2017 внесено представление по факту нарушения 10-дневного срока принятия решения об отказе в выдаче ООО «Асгард» разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского монастыря XVIII – XIX вв.». Представление рассмотрено и удовлетворено, начальник отдела надзора и сохранения объектов культурного наследия инспекции привлечен к дисциплинарной ответственности.
Прокурором Рязанского района установлено, что по заявлению ИП Корлюкова А.Ю. о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства администрацией района в нарушение пункта 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ принято решение об отказе в выдаче разрешения без указания причин. По этому и иным фактам прокуратурой Рязанского района 10.10.2017 главе администрации района внесено представление, по результатам рассмотрения которого 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Разрешение на строительство ИП Корлюкову А.Ю. выдано.
Допускались нарушения при предоставлении услуг предпринимателям в сфере землепользования.
По представлению прокуратуры области от 23.01.2017 министр имущественных и земельных отношений области привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушения срока рассмотрения обращения ООО «Триглав» по переводу земельных участков в другую категорию.
В феврале 2018 года прокуратурой Советского района города Рязани проведена проверка по обращению ЗАО «Сарпен» и установлено, что администрацией города обществу с нарушением срока предоставлена муниципальная услуга по выдаче документов на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. По этому факту 28.02.2018 в администрацию города прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Межрайпрокурорами области в связи с нарушениями прав предпринимателей при предоставлении им муниципальных услуг принимались меры, направленные на привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Так, прокурором Советского района города Рязани в результате проведенной в администрации города проверки установлено, что по заявлениям ООО «Рязанский трубный завод», ЗАО «Рязаньагроснаб», ООО «ИНЖСТРОЙ» (2 заявления) с нарушением предусмотренного частью 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ 20-дневного срока указанным лицам предоставлена муниципальная услуга по выдаче градостроительных планов земельных участков. В связи с этим прокуратурой района 13.12.2017 составлено четыре постановления о возбуждении в отношении главного архитектора города дел об административном правонарушении по части 1 статьи 10.6 Закона Рязанской области от 04.12.2008 № 182-ОЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Закон области № 182-ОЗ). Дела рассмотрены судом, виновному лицу по каждому факту назначено наказание в виде штрафа. По указанным и иным фактам в администрацию города Рязани 25.12.2017 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
По постановлению прокурора Путятинского района от 11.05.2017 первый заместитель администрации Путятинского района судом привлечена к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ в виде штрафа за нарушение 30-дневного срока рассмотрения обращения ООО «Перспектива» по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Строевского сельского поселения. Также главе администрации района внесено представление, по результатам рассмотрения которого 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Всего для устранения нарушений прав предпринимателей допущенных органами власти и местного самоуправления при рассмотрении их обращений органами прокуратуры области внесено 12 представлений, по результатам рассмотрения которых 8 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по 5 постановлениям прокуроров виновные лица привлечены к административной ответственности, 2 лица предостережены о недопустимости нарушений закона.
исполнительными органами области, органами местного самоуправления
Версия для печати