19 октября 2020
За 9 месяцев 2020 года органами прокуратуры области проведена антикоррупционная экспертиза 7 846 нормативных правовых актов (НПА) и по ее результатам в 422 НПА выявлено 654 коррупциогенных факторов. В аналогичном периоде прошлого года факторы коррупциогенности выявлены в 416 НПА.
В связи с выявленными коррупциогенными факторами органами прокуратуры принесено 248 протестов (в 2019 году - 208), внесено 184 требования об изменении НПА с целью устранения коррупциогенных факторов (175) и 36 представлений (33).
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования требования прокуратуры признаны обоснованными и удовлетворены.
В результате мер, принятых органами прокуратуры области, коррупциогенные факторы исключены из 416 НПА (347). Количество исключенных коррупциогенных факторов составило 590 (470).
В анализируемом периоде наиболее часто выявлялись такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий (255), отсутствие или неполнота административных процедур (120), наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (104), принятие НПА за пределами компетенции (106).
Кроме того, органами прокуратуры изучено 7 770 проектов НПА (в 2019 - 8 139 ), содержание коррупциогенных факторов выявлено в 362 проектах НПА (357).
Всего в проектах НПА выявлено 480 коррупциогенных факторов (584): отсутствие или неполнота административных процедур – 152, широта дискреционных полномочий – 149, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – 69, определение компетенции по формуле «вправе» – 40, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – 31, нормативные коллизии – 29, юридико- лингвистическая неопределенность – 6, выборочное изменение объема прав –4.
По результатам рассмотрения подготовленных органами прокуратуры области информаций коррупциогенные факторы исключены из 273 проектов НПА (297).
Исключение коррупциогенных факторов на стадии проектов нормативных правовых актов позволило предотвратить нарушения прав и законных интересов граждан.
Например, в ходе проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области «Об утверждении порядка оплаты в 2020 году стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного действия Рязанской области и в организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного действия Российской Федерации» (далее – Проект выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой.
Согласно п.5 Проекта факт отказа от путевки фиксируется уполномоченным должностным лицом Учреждения, путевка предоставляется другому ребенку согласно сформированной очередности.
Вместе с тем, Проектом не регламентирована процедура регистрации факта отказа от путевки, что свидетельствует о неполноте административных процедур, что согласно пп.«ж» п.3 Методики является коррупциогенным фактором.
Пунктом 7 Проекта определен перечень документов, которые необходимо предоставить заявителю для компенсации стоимости путевки.
При этом, п.9 Проекта установлено, что указанные документы должны относиться к документам, указанным в ч.6 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не должны находиться в распоряжении других государственных органов и органов местного самоуправления. Заявители вправе представить иные документы, указанные в п.7 Проекта, по собственной инициативе.
Однако в силу положений пп.3 п.10 Проекта основанием для отказа в предоставлении компенсации является непредставление документов, подлежащих представлению заявителем в соответствии с пп.7-9 Проекта.
Таким образом, п.9 и пп.3 п.10 Проекта содержат внутренние противоречия поскольку и позволяют уполномоченным должностным лицам принимать решение о предоставлении компенсации либо об отказе в ее предоставлении по собственному усмотрению, что свидетельствует о наличии в них коррупциогенного фактора, предусмотренного пп.«и» п.3 Методики – «нормативные коллизии».
В связи с выявленными коррупциогенными факторами прокуратурой области 19.08.2020 на указанный проект принесено замечание. Проект постановления доработан с учетом замечаний прокуратуры области, при принятии нормативного правового акта коррупциогенный фактор исключен.
о противодействии коррупции
Версия для печати