20 ноября 2017
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Нередки случае, когда не получив ответа по существу поставленных в обращении вопросов, гражданин полагает, что государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом были нарушены его права, предусмотренные законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.
Однако зачастую на практике оказывается, что в своем обращении гражданин не указал все необходимые сведения, требуемые для рассмотрения обращения либо не указал почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, в то время, когда такие обстоятельства непосредственным образом влияют на рассмотрение обращения.
Что необходимо знать при обращении в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу? В первую очередь необходимо знать требования к письменному обращению, которые закреплены в статье 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Так, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:
- либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица,
- свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии),
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения,
- излагает суть предложения, заявления или жалобы,
- ставит личную подпись и дату.
Кроме того, законом предусмотрена возможность приложения к письменному обращению документов и материалов либо их копии в случае необходимости в подтверждение своих доводов. Однако наличие таких приложений не является обязательным.
Аналогичные требования закон предъявляет и к обращению, направляемому гражданином в электронной форме. Однако ответ гражданин вправе получить на такое обращение не только в электронном виде, но и в простой письменной форме. Для этого в обращении надлежит указать почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
Помимо указанных в статье 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» требований к обращению, имеется еще одно, не прописанное в законе, но непосредственно следующее из него – это читаемость обращения.
Так, согласно ч. 4 ст. 11 Закона в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Следует помнить, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Однако если в таком обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Подготовлено прокуратурой Кораблинского района