29 октября 2018
Нередко банки при заключении кредитного договора предоставляют заемщикам дополнительные услуги, которые оплачиваются ими отдельно.
Необходимо иметь ввиду, что при досрочном расторжении договора оказания дополнительных банковских услуг, в том числе при прекращении договора потребительского кредита в связи с его досрочным погашением заемщиком, оставление банком у себя стоимости оплаченных потребителем, но не исполненных доп.услуг, в размере, превышающем понесенные банком расходы для их исполнения, свидетельствует о возникновении на стороне банка неосновательного обогащения.
К такому выводу пришла судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 18 сентября 2018 г. N 49-КГ18-48).
Судом была рассмотрена ситуация, когда гражданин взял кредит и согласился купить пакет допуслуг (интернет-банк, смс-банк, перевыпуск поврежденной карты и т.п.) на время действия кредитного договора. Он досрочно погасил долг и захотел вернуть стоимость допуслуг за неиспользованный период, однако банк с его требованиями не согласился. Тогда он обратился в суд. Суды первой, апелляционной инстанции и Верховного суда Российской Федерации его поддержали.
Суды пришли к выводу, что во-первых, потребитель может в любой момент отказаться от услуг, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы. К услугам банка это тоже относится.
В итоге банку придется не только вернуть деньги, но и заплатить штраф за неисполнение требований потребителя.
Подготовлено прокуратурой Московского района г.Рязани
по материалам сайта КонсультантПлюс