ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ И ПЕНСИОНЕРОВ ПРОКУРАТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ И ПЕНСИОНЕРОВ ПРОКУРАТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Обязанности и ответственность работодателя при трудоустройстве инвалидов

4 февраля 2018

Согласно ст.20 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель – это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В соответствии со ст.22 ТК РФ обязанностью работодателя является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает права инвалидов в разных сферах, в том числе и в трудовой.

В статье 20 указанного закона закреплено, что одной из гарантий трудовой занятости, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, является установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них.

Статья 21 данного закона определяет порядок расчета размера квоты для приема на работу инвалидов.

Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, – в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Вместе с тем, при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьями 2 и 3 Закона Рязанской области от 12.04.2011 г. № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области» квота для приема на работу граждан-инвалидов устанавливается в размере 3% от среднесписочной численности работников организации.

Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников. При получении дробного значения расчет количества квотируемых рабочих мест производится путем округления до целого значения в сторону уменьшения.

Таким образом, обязанность по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов прямо закреплена вышеперечисленными законами.

Отсутствие возможности для создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов со стороны работодателя не освобождает его от обязанности обеспечения трудовых прав инвалидов, поскольку Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает, что работодателем должны быть приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, предоставляемых инвалидам по установленным для предприятия квотам.

За нарушение вышеуказанных требований законодательства предусмотрена административная ответственность ст.5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ (нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости).

Часть 1 указанной статьи устанавливает административную ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Ответственность наступает в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Отсутствие у работодателя локальных нормативных актов, содержащих сведения о рабочих местах, выделенных для трудоустройства на них инвалидов, будет также образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.42 КоАП РФ.



Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани

Вернуться к списку