ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ И ПЕНСИОНЕРОВ ПРОКУРАТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ И ПЕНСИОНЕРОВ ПРОКУРАТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О нововведениях в административном регламенте по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства

3 ноября 2017

Как известно, в последнее время одним из самых обсуждаемых среди автолюбителей стал вопрос касаемо нововведений в административном регламенте ГИБДД. Изменения коснулись в первую очередь таких сфер как порядок оформления документов в результате ДТП, а также порядка несения службы сотрудниками ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения.

МВД России 20 октября 2017 года поместило информацию об изменениях, которые были внесены в порядок осуществления надзора за соблюдением ПДД. Согласно этим изменениям из регламента исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу сотрудниками полиции участникам происшествия справки о ДТП. Теперь при оформлении ДТП сотрудниками полиции будут оформляться исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом. Это, в частности, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении. В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия). Справки о ДТП сотрудниками ГИБДД выдаваться больше не будут. По мнению ряда специалистов это создаст ряд проблем для автовладельцев в случае наступления страхового случая, в результате ДТП. Справка о ДТП была одним из основных документов, который требуют страховые компании с автовладельцев для выплаты страховой суммы.
 
Также изменению подвергся порядок проверки документов сотрудниками ГИБДД. До вступления в силу изменений, согласно регламенту, остановить для проверки документов могли только исключительно на стационарном посту ДПС. После вступления поправок в регламент останавливать транспортные средства по данному основанию (то есть только с целью проверки документов) можно и вне стационарных постов ДПС, то есть при несении службы сотрудниками, как в пешем порядке, так и на патрульном транспорте (автомобиле, мотоцикле). Дополнительно поводом для остановки сотрудником автомобиля вне стационарного поста ДПС (выявление факта нарушения водителем ПДД, наличие ориентировок о причастности транспортного средства к совершению правонарушения, необходимость опроса водителя или его привлечения в качестве понятого, для оказания помощи, необходимости использования транспортного средства и при проведении специальных профилактических и иных мероприятий) стало основание в части, касающейся проверки документов, которое ранее могло применяться только на стационарном посту ДПС. Данное изменение силовое ведомство объяснило тем, что количество постов ДПС за последние годы сократилось втрое, а количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло, вследствие чего для обеспечения общественной безопасности необходимо усилить контроль на улично-дорожной сети.

Самым остро воспринятым стало изменение в части касающейся порядка применения фото-видеосъемки. В новом приказе о работе ДПС отсутствует положение, которое было в предыдущем приказе и запрещало сотрудникам ГИБДД препятствовать гражданам производить фото-видеосъемку общения с сотрудниками. Большинство владельцев авто восприняли этот момент как исключение из регламента права граждан осуществлять фото-видеосъемку инспектора. Однако госавтоинспектор не имеет права препятствовать видео и фото съёмки, но у данного положения есть исключения, а именно моменты когда сотрудник ГИБДД имеет право попросить прекратить или вовсе запретить съёмку. К таковым относятся охранные либо оперативно-розыскные мероприятия, рассмотрение дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций.

Помимо вышеуказанных положений, изменению подверглись также порядок фиксации нарушений с помощью фото-видеофиксации в зонах ремонтных работ. Если ранее это не допускалось, то с 20 октября 2017 года подобные устройства будут размещаться также и на участках дорог, на которых производится ремонт.

Касаемо граждан, попавшихся инспектору в состоянии опьянения, то новый регламент дополнен нормой, обязывающей сотрудника полиции (в случае если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел) при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства. В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей только после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено).

В целом новый регламент также затронул и часть ранее внесенных изменений, которые носили технический характер и нововведениями как таковыми не является. К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров - эти меры ранее (в 2013 году) уже исключены из законодательства и не применяются. Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного (соответствующий закон принят еще в 2016 году). Прописана процедура оформления ДТП без участия понятых, которая также действует с 2014 года. Как пояснили в информации от 20.10.2017 года представители ведомства, довольно много обсуждали нововведения, якобы связанные со скрытым патрулированием. Но в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора за движением допускалась и раньше.

Новый регламент вызвал и продолжает вызывать много споров и дискуссий о целесообразности внесенных изменений. Но, безусловно, задумывались они с целью повышения безопасности на дорогах и уменьшения травматизма всех участников дорожного движения и никоим образом не направлены на ущемление прав автолюбителей.


Подготовлено Касимовской межрайонной прокуратурой

Вернуться к списку