31 августа 2021
Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела, в частности – заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Заявление о преступлении может быть сделано в правоохранительные органы в устном или письменном виде и последнее должно быть подписано заявителем, устное заявление заносится в протокол его принятия, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола принятия устного заявления, к примеру при поступлении сообщения о преступлении в ходе телефонного разговора, его заявление оформляется рапортом уполномоченного должностного лица органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления, предусмотренном ст.143 УПК РФ. В случае поступления устного сообщения о преступлении в ходе производства следственного действия или судебного разбирательства, оно заносится в соответствующие протоколы.
Явка с повинной представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
Сообщение о преступлении, полученное из иных источников, представляет расширенный перечень случаев, охватывающих все возможные информационные сигналы, в том числе поступающие от различных органов и должностных лиц, публикаций средств массовой информации и т.п.
Прокурор не наделен полномочиями самостоятельно возбудить уголовное дело, в соответствии с п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ может инициировать принятие такого решения в случае обнаружения признаков преступления путем вынесения постановления о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений закона.
Анонимное заявление о преступлении в соответствии с ч.7 ст.141 УПК РФ не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Вместе с этим, при поступлении в орган внутренних дел такого заявления оно не остается без фактического разрешения. Исходя из наличия полноты содержащихся в нем сведений, оформляется рапортом должностного лица, его получившего, об обнаружении признаков преступления, либо проверяется в оперативном подразделении, и при подтверждении сведений о преступлении, на основании рапорта должностного лица регистрируется как сообщение о преступлении.
Таким образом, самостоятельно анонимное заявление о преступлении не является поводом для возбуждения уголовного дела, а в случае подтверждения данных о совершенном или готовящемся преступлении оформляется рапортом должностного лица, его получившего, об обнаружении признаков преступления, который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела.
Подготовлено управлением по надзору за уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры