ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ И ПЕНСИОНЕРОВ ПРОКУРАТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ И ПЕНСИОНЕРОВ ПРОКУРАТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Что следует понимать под нарушением бюджетного законодательства и какая ответственность за это полагается

19 апреля 2019

Нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).

Однако подобное толкование положений закона носит скорее теоретический характер, потому что в ст. 306.1 БК РФ дано понятие бюджетного нарушения и трактуется оно более широко.

Поэтому на практике контролирующие органы будут фиксировать нарушения не только вышеуказанных федеральных законов и (или) аналогичных актов на региональном, местном уровне, но и несоблюдение иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджетов.
Например, исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:
1) нецелевое использование бюджетных средств;
2) неправомерное использование бюджетных средств;
3) неэффективное использование бюджетных средств;
4) принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);
5) нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);
6) невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);
7) нарушение порядка представления бюджетной отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ).

За нарушение бюджетного законодательства установлены следующие виды ответственности:
- административная (п. п. 2, 3 ст. 306.1 БК РФ);
- уголовная (за нецелевое использование бюджетных средств) (п. п. 2, 3 ст. 306.1 БК РФ);
- в виде бюджетных мер принуждения, которые применяются к отдельным участникам бюджетного процесса (п. 1 ст. 306.1 БК РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности зависит от того, какое лицо (юридическое или должностное) привлекается:
1) для юридического лица он составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ);
2) для должностного лица определяется с учетом того, предусмотрено ли статьей административное наказание в виде дисквалификации:
- если да, то срок исковой давности - не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, Письмо Казначейства России от 27.10.2017 N 07-04-05/09-826);
- если не предусмотрено, то срок исковой давности составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Подготовлено прокуратурой Сараевского района
по материалам сайта КонсультантПлюс.

Вернуться к списку