12 февраля 2020
Активное развитие информационных технологий, постоянное увеличение числа граждан ежедневно пользующегося возможностями сети Интернет и сотовой связью, закономерно приводит к ежегодному росту количества преступлений в рассматриваемых сферах.
Наиболее часто встречающимся составом преступлений с использованием телефонной связи, сети Интернет является мошенничество.
Мошенники хорошо разбираются в психологии и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую их жертва невольно выдает при общении с ними. Жертвой телефонных и интернет мошенников может стать любой человек. Преступники используют такие мотивы, как беспокойство за близких и знакомых, за свой счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз и т.п.
Основными видами «телефонных» мошенничеств являются:
- звонки от имени сотрудников правоохранительных органов о том, что родственник попал в ДТП, в полицию, в больницу и т.п., в связи с чем для освобождения от уголовной ответственности требуют передать определенную сумму денег;
- звонки о желании приобрести какое-либо имущество, размещенное на различных Интернет-сайтах гражданами в объявлениях о продаже. В таких случаях мошенник звонит по объявлению и просит продиктовать номер банковской карты для перечисления аванса за товар, а потом просит сообщить различные коды доступа, с целью получения доступа к банковскому счету жертвы;
- звонки от имени сотрудников банков о хакерской атаке на кредитное учреждение, о блокировке банковской карты, задолженности по кредиту и т.п. В ходе общения мошенники просят сообщить различные коды доступа, либо совершить какие-либо операции, в результате злоумышленники получают доступ к банковскому счету жертвы;
- sms-сообщения либо звонки о каком-либо выигрыше (автомобиля, телефона и т.п.), для получения которого необходимо перечислить денежные средства.
Основными способами мошенничества в сети Интернет являются:
- размещение мошенниками на сайтах бесплатных объявлений («Авито», «АвтоРУ» и др.) предложений о намерении покупки или продажи какого-либо имущества. В последующем, в ходе общения, злоумышленник предлагает осуществить предоплату или аванс. В результате, перечислив денежные средства, жертва не получает ни услугу, ни товар;
- неправомерный доступ к конфиденциальным данным пользователей («фишинг») – к логинам и паролям банковских карт, интернет-кошельков, сервисам интернет-банкинга. Данный вид мошенничества осуществляется, как правило, с использованием вредоносного программного обеспечения, в том числе путем заражения компьютеров, мобильных устройств «вирусами» через рассылку электронных писем, рекламу, незнакомые интернет-сайты;
- мошеннические интернет-магазины, после совершения покупки в которых клиент в лучшем случае получит некачественную услугу или товар, а в худшем останется ни с чем;
- объявления в социальных сетях о помощи в денежном эквиваленте, на лечение ребенка, родственника или для преодоления иных сложных жизненных ситуаций. Такие объявления могут быть вовсе фиктивными, либо мошенники могут использовать реальные объявления, в том числе с сайтов известных благотворительных организаций, с изменёнными банковскими реквизитами;
- разнообразные схемы мошенничества с удаленной работой, когда злоумышленники представляются работодателями и предлагают быстрый заработок (сбор ручек, перепечатывание текста, платные опросы). Однако обычно для начала работы необходимо приобрести так называемый «стартовый набор», зарегистрироваться на платном интернет-ресурсе, либо произвести иные платежи. В итоге либо материалы для работы не приходят вовсе, либо жертвы получают бесполезные товары, инструкции, схемы «пирамид» и т.п.
Подготовлено управлением по надзору за
уголовно-процессуальной и оперативно-
розыскной деятельностью прокуратуры области