30 июня 2019
Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов отнесена к основным мерам по профилактике коррупции.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям прокурора отнесено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Предметом антикоррупционной экспертизы являются коррупциогенные факторы. Понятие коррупциогенного фактора установлено статьей 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; коррупциогенность – заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации таких норм).
Суть коррупциогенных факторов состоит в том, что они порождают возможность решения возникшей «проблемы» с использованием человеческого фактора.
Виды и характеристики коррупциогенных факторов установлены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Наиболее часто встречающимся коррупциогенным фактором является широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).
Отсутствие или неопределенность сроков принятия решения выражаются в:
отсутствии срока принятия решения (совершения действия) субъектом правоприменительной деятельности;
возможности увеличения продолжительности сроков принятия решения (совершения действия) субъектом правоприменительной деятельности на неопределенный период либо без установления четких условий продления сроков;
установлении неоправданно широкого временного диапазона принятия решения (совершения действия) субъектом правоприменительной деятельности;
отсутствии указания на характер исчисления сроков принятия решения (совершения действия) субъектом правоприменительной деятельности.
Об отсутствии срока свидетельствуют такие формулировки, как «разумный срок», «соответствующий срок», «установленный срок» (в случае, если он в действительности нигде не установлен).
Отсутствие условий или оснований принятия решения выражаются в:
отсутствии в нормативном правовом акте условий или оснований принятия решения по регулируемому вопросу, в том числе условий или оснований для отказа в предоставлении гражданину (организации) каких-либо прав, при отсутствии этих условий и оснований в других нормативных правовых актах, регулирующих те же отношения;
отсылке в нормативном правовом акте к норме (порядку) другого правового акта, который не принят;
отсылке в нормативном правовом акте к норме (порядку) другого правового акта, который данную норму (порядок) в действительности не содержит.
Подготовлено отделом по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области